Елина Ольга Юрьевна
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия
DOI: 0.24411/2076-8176-2018-11957
Гендерная асимметрия определяла развитие образования в Российской империи на протяжении всего XIX в. По сравнению с другими европейскими странами, Россия оказалась в сложной ситуации в области высшего профессионального образования и карьерных возможностей женщин, особенно критичной для сельскохозяйственной науки. Посещение лекций по агрономии для российских женщин встречало препятствия как психологического, так и бюрократического характера: карьера агронома традиционно считалась исключительно мужской профессией. Для того, чтобы кандидат-женщина могла претендовать на поступление в высшую сельскохозяйственную школу, требовалось сначала обратиться со специальным прошением в ведомство земледелия; вторым шагом должно было стать разрешение на посещение лекционных курсов и занятий от конкретного института. В этой статье, помимо общей картины развития женского агрономического образования, обсуждаются пионерские инициативы Ж.В. Косско-Судакевич, первой выпускницы Московского сельскохозяйственного института и первой российской женщины-агронома на земской службе. Второе тематическое исследование в рамках статьи посвящено основанию
и деятельности Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию (1899). Среди прочего, рассматривается ключевой проект Общества: создание первых частных Высших женских сельскохозяйственных курсов (1904) в Санкт-Петербурге, получивших имя последовательного сторонника женского агрономического равноправия профессора И.А. Стебута. В 1908 г. под патронажем графини С.К. Голицыной были организованы Московские высшие женские сельскохозяйственные курсы во главе с профессором МСХИ Д.Н. Прянишниковым; на курсах преподавали профессора и ассистенты МСХИ А.Ф. Фортунатов, Г.М. Турский, А.Г. Дояренко, Н.И. Вавилов и др. Высшие курсы были открыты также в Саратове (1913), Новочеркасске (1916) и других местах; появились и агрономические школы для обоих полов (Петербургские сельско-хозяйственные курсы, 1906). Большинство из этих курсов были неправительственными, создавались преимущественно местными научно-практическими обществами при поддержке отдельных меценатов; однако, со временем все они получали государственные субсидии. Выпускницы курсов в числе карьерных возможностей, кроме уже упомянутой земской службы, имели работу в качестве исследователей на сельскохозяйственных опытных станциях. В статье рассматривается жизненный путь, научные исследования и практические достижения В.П. Великановой, окончившей Московские (Голицынские) курсы. Проведённое исследование показывает, что социализация женщин-агрономов, несмотря не исключения, была достаточно сложной даже в условия Советской России: обычно они не достигали высоких должностей, оставаясь рядовыми сотрудниками или помощниками руководителей подразделений. Возможно, объяснение этому следует искать в стереотипном восприятии агрономии как мужской профессии.
Ladies in the Fields: Education and Career Development of Women Agronomists, late XIX — early XX century
Olga Yu. Elina
Sergey I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences, Moscow
DOI: 0.24411/2076-8176-2018-11957
Gender asymmetry marked the development of education in the Russian Empire until the end of the XIX century. Compared to the other European countries, Russia faced a disturbing situation regarding women’s higher education and career opportunities, which became critical especially in agricultural science and practice. Attending lectures on agronomy for Russian women met extreme obstacles both of psychological and bureaucratic character: the career of an agronomist was traditionally regarded as an exclusively male one. For a female candidate to enter the agricultural higher school required first applying for special permission from the Ministry of Agriculture: the second step was to persuade the Scientific Board of an agricultural school to give permission to attend the courses. This paper discusses the pioneering initiatives of Zhozefina V. Kossko-Sudakevich, the first Russian woman-agronomist at the zemstvo’sservice who graduated from the Moscow Agricultural Institute. The second case-study of the paper deals with the foundation and activities of the Society for the Advancement of Women’s Agricultural Education (1899). I examine one of the Society’s key projects: the establishment of the first private Higher Agricultural Courses for Women (1904) in St. Petersburg, named after Ivan A. Stebut. In 1908, the Moscow Higher Agricultural Courses for Women were set up due to patronage of the Countess Sof’ia K. Golitsyna and the enthusiasm of the Moscow Agricultural Institute’s professor Dmitry N. Pryanishnikov; other lecturers at the Courses were professors A.F. Fortunatov, G.M. Turskii, A.G. Doiarenko, N.I. Vavilov. Higher agricultural courses with access for women were set up as well in Saratov (1913), Novocherkassk (1916) and other places; there appeared also schools for both genders (Petersburg Agricultural Courses, 1906). Most of these schools were non-governmental, e. g. created by individual patrons or due to public assistance. Graduates of the courses were invited to serve for the zemstvos and also at the agricultural experiment stations already in 1910s. This paper traces the scientific research and practical achievements of Vera P. Velikanova, who was a graduate of the Moscow Courses. During their careers women-agronomists seldom occupied high positions and served mostly as assisting scientific staff. This perhaps could be explained by the raditional perception of agronomy as a male occupation.