Панова А.С.
Айзман Р.И.
Суботялов М.А.
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
DOI: 10.24411/2076-8176-2020-12004
Статья посвящена анализу этапов становления и развития научной школы физиологии почек и водно-солевого обмена на базе лаборатории физиологической генетики Института цитологии и генетики СО РАН, являющейся одной из ветвей крупнейшей физиологической школы И.П. Павлова — Л.А. Орбели — А.Г. Гинецинского. Цель статьи — исследование процесса становления и развития научной школы физиологии почек под руководством академика Л.Н. Ивановой. В ходе написания статьи авторами применялись историко-научные и наукометрические методы исследования. Основные результаты заключаются в выделении и представлении краткой характеристики основных этапов становления и развития данной научной школы. Авторами предложена периодизация истории школы — выделены периоды предпосылок (1950–1960-е гг.), становления (нач. 1970-х гг.), первый период развития (сер. 1970-х — 1980-е гг.), период спада (1990-е гг.), второй период развития (2000-е гг.), а также современный период (2010-е гг.). Изучены ключевые направления деятельности данной научной школы: 1) исследование системной организации механизмов регуляции водно-электролитного гомеостаза; 2) изучение молекулярно-генетических механизмов гормональной регуляции функций в онтогенезе млекопитающих. Лаборатория Л.Н. Ивановой осуществила переход к изучению молекулярно-генетических аспектов регуляции транспорта воды и электролитов в почках. Авторами представлены основные результаты многолетней работы школы, а также её взаимодействия с другими лабораториями и научно-исследовательскими институтами. Проведённое авторами исследование показало, что данная научная физиологическая школа полностью соответствует всем критериям научной школы: наличие лидера, преемственность поколений, единство проблематики, продолжительность существования во времени и пространстве, признание вклада в науку другими членами дисциплинарного научного сообщества.
Ключевые слова: история биологии, история физиологии, научная школа, физиология почек и водно-солевого обмена, Л.Н. Иванова.
The formation and development of the scientific school of renal physiology and salt and water metabolism, led by Academician L.N. Ivanova
Anastasiya S. Panova
Roman I. Aizman
Mikhail A. Subotyalov
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia;
DOI: 10.24411/2076-8176-2020-12004
The article analyses the formation and development of the scientific school of renal physiology and
salt and water metabolism at the Laboratory of Physiological Genetics of the Institute of Cytology
and Genetics (Siberian Branch of the USSR/Russian Academy of Sciences), led by Academician
L.N. Ivanova. This school is a branch of a great physiological school of I.P. Pavlov / L.A. Orbeli
/A.G. Ginetsinsky. Several stages have been identified in the history of this scientific school: the
background period (1950s–1960s), the formation period (early 1970s), the first development period
(mid-1970s–1980s), the recession period (1990s), the second development period (2000s), and the
present period (2010s). The key directions in the work of this scientific school are described: (1) the
study of the systemic organisation of the water and electrolyte homeostasis regulation mechanisms;
and (2) the study of molecular-genetic mechanisms of the hormonal regulation of renal functions in
the ontogenesis of the mammals. L.N. Ivanova’s laboratory was the first in Novosibirsk to explore
molecular-genetic aspects of water and electrolyte transport regulation in kidneys. This physiological
school satisfies the criteria for a scientific school: the presence of a leader, intergenerational
continuity, the unity of problems, the duration of existence in time and space, and the recognition of
its contribution to science by the relevant scientific community.
Keywords: history of biology, history of physiology, scientific school, kidney physiology of salt and salt and water metabolism, L.N. Ivanova