Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ) и создание общеобразовательного музея в Москве
Минина Е.В.
Клавдиева М.М.
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия
DOI: 10.24412/2076-8176-2021-2-11-33
В статье рассмотрена деятельность Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии по созданию в Москве Музея прикладных знаний (Политехнического музея). Это был первый комплексный общеобразовательный музей, в котором с помощью систематических коллекций планировалось показать прикладное значение естественных и технических наук, использование их достижений в повседневной жизни людей. Большую роль в создании музея сыграл член ИОЛЕАИ профессор зоологии Московского университета А.П. Богданов. Именно он разработал основы концепции музея прикладного естествознания, принимал активное участие в формировании его коллекций и научно-просветительской деятельности. В статье также проанализированы взгляды на создание музея и его развитие члена ИОЛЕАЭ В.К. Делла-Воса. Отличительной чертой Политехнического музея была масштабная просветительская деятельность. А.П. Богдановым была предложена новая форма просветительской работы с посетителями музея ― воскресные объяснения коллекций, проходящие в специальной аудитории и сопровождавшиеся демонстрацией музейных предметов, образцов и наглядных материалов. Из-за нехватки экспозиционных площадей идею А.П. Богданова по созданию естественноисторического отделения музея не уда- лось реализовать в полном объёме. Наиболее успешным с точки зрения показа прикладного значения естественных наук стал отдел прикладной зоологии музея, который возглавлял А.П. Богданов и его ученики, члены ИОЛЕАЭ.
Ключевые слова: Императорское общество любителей естествознания антропологии и этнографии, Музей прикладных знаний, Политехнический музей.
Ekaterina V. Minina,
Maria M. Klavdieva
S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
DOI: 10.24412/2076-8176-2021-2-11-33
This article reviews the activities of the Imperial Society of Friends of Natural Science, Anthropology and Ethnography (‘IOLEAE’), associated with the creation of the Museum of Applied Knowledge (Polytechnic Museum) in Moscow. It was the first complex general educational museum created to demonstrate with the help of the systematised collections practical aspects of natural and technical sciences and how their accomplishments were used in everyday life. A.P. Bogdanov, Professor of Zoology at Moscow University and member of the IOLEAE, had an important role in the creation of this museum. He developed the concept for a museum of applied natural science and was closely involved both in the building of its collections and in its science education activities. The article also analyses the views of V.K. Della-Vos (also the IOLEAE member) on the creation and development of the museum. The Polytechnic Museum was distinguished for its extensive educational efforts. A.P. Bogdanov proposed a new form of educational work with museum visitors, the Sunday Explanations of the Museum collections, conducted in a specially equipped lecture-hall and accompanied by the demonstration of museum items, specimens and visual aids. Bogdanov’s idea concerning the creation of natural-science division at the Museum could not be fully implemented due to the lack of exhibiting floor space. The Department of Applied Zoology, headed by A.P. Bogdanov and subsequently by his followers, also the IOLEAE members, was the most successful division of the Museum in regard to the demonstration of practical importance of natural science.
Keywords: Imperial Society of Friends of Natural Science, Anthropology and Ethnography, IOLEAE, Museum of Applied Knowledge, Polytechnic Museum.