Анатомические коллекции Кунсткамеры Императорской Академии наук в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в XX–XXI вв.

Радзюн А.Б.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Cанкт-Петербург, Россия.

Хартанович М.В.

Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Cанкт-Петербург, Россия.

DOI: 10.24412/2076-8176-2021-3-7-27

Скачать в формате PDF

Анатомическая коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша была создана в конце XVII в. и куплена царём Петром I в 1717 г. Сочетая в себе виртуозность препарирования и художественность оформления препаратов, она представляла собой объёмный атлас анатомии человека, предназначенный для широкой аудитории. К первому десятилетию XVIII в. относится и начало собирания непосредственно российской коллекции препаратов врождённых пороков развития человека и животных. Самые первые препараты были привезены из московского аптекарского приказа для централизованного хранения в Кунсткамере и изучения анатомами Императорской Академии наук в СанктПетербурге. Уже три столетия анатомическое собрание хранится и показывается в музее Академии наук Кунсткамере ― современном Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого. Если произведения известного голландского анатома сохранялись как законченная единая систематизированная авторская коллекция, то российская тератологическая коллекция пополнялась и использовалась для морфологических анатомических и, позднее, рентгенологических исследований вплоть до первой трети ХХ в. В статье впервые прослеживается история анатомического собрания Кунсткамеры на протяжении ХХ — начала XXI в. Благодаря научным интересам К.Э. фон Бэра в области физической антропологии и собранной им первоначальной краниологической коллекции Анатомический кабинет Академии наук был преобразован в отдел Антропологии и стал одним из фундаментов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Исходя из специализации музея в ХХ в., исследования в области анатомии стремительно уступали место этнической и исторической антропологии, работам по популяционной морфологии черепа и пост-краниального скелета. Однако музейно-историческое значение анатомического собрания как непременной части экспозиции о создании Кунсткамеры и первых научных коллекциях в России продолжало укрепляться. Развитие зарубежной выставочной деятельности в музее начала ХХI в. позволило части коллекции Фредерика Рюйша вновь оказаться на выставках в Голландии и других странах Европы, что оживило интерес европейских историков науки к этой коллекции. Цифровые технологии обеспечили доступ к памятникам анатомии во всемирной информационной сети. Отдельное внимание авторы статьи стремились уделить специалистам, работавшим с анатомическим собранием Кунсткамеры в ХХ–XXI вв.

Ключевые слова: анатомическая коллекция Кунсткамеры, Фредерик Рюйш, тератологическая коллекция Кунсткамеры, анатомическая экспозиция Кунсткамеры.

Anatomical collections of the Kunstkamera of the Imperial Academy of Sciences in Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS in the 20th/ 21st century
Anna B. Radziun

Peter’s the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) RAS, St. Petersburg, Russia.

Maria V. Khartanovich

Research Museum of the Russian Academy of Arts, St. Petersburg, Russiaю.

DOI: 10.24412/2076-8176-2021-3-7-27

Download PDF

A Dutch anatomist Frederik Ruysch created his anatomical collection at the end of the 17th century; it was bought by Tsar Peter I in 1717 and placed in the Kunstkamera in St. Petersburg. This was a voluminous collection of human anatomy that combined a virtuoso anatomisation with artistic design and was intended for a wide audience. The Russian collection of preparations of congenital malformations in humans and animals began to assembled in the first decade of the 18th century. The first preparations exhibits were brought to St. Petersburg from the Moscow Pharmaceutical Department to be centrally stored in the Kunstkamera and studied by the anatomists from the Imperial Academy of Sciences. For three centuries, the anatomical collection has been stored and displayed in the Kunstkamera, the modern Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography. While the works of the famous Dutch anatomist were preserved as a complete unified and systematised original collection, the Russian teratological collection was used for morphological, anatomical and, later, X-ray studies up to 1930s. This article is the first to trace the history of the anatomical collection of the Kunstkamera in the 20th and early 21st century. It was owing to K.E. von Baer’s research interests in the field of physical anthropology and his original craniological collection that the Academy of Sciences Anatomical Cabinet was transformed into the Department of Anthropology, that has laid the foundation for the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography. With the Museum’s specialisation in the 20th century, the anatomical studies were rapidly giving way to the research in ethnic and historical anthropology, population morphology of the skull and postcranial skeleton. However, the anatomical collection’s historical significance as an indispensable part of the exposition on the history of the Kunstkamera and the first scientific collections in Russia continued to grow. As a result of the development of the Museum’s international exhibition activities, part of Frederik Ruysch’s collection found their way to the exhibitions in Netherlands and other European countries, which rekindled the interest of European historians of science in this collection. Digital technologies have provided access to anatomical monuments in the worldwide web. The authors have paid special attention to the specialists who have worked with the Kunstkamera’s anatomical collections in the 20th/ 21st century.

Keywords: Kunstkamera’s anatomical collections, Frederik Ruнsch, Kunstkamera’s teratological collection, Kunstkamera’s anatomical exposition.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.