Собисевич А.В.
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия;
DOI: 10.24412/2076-8176-2022-2-94-108
Настоящая публикация представляет собой обзор архивных документов о создании киноповести «Мичурин», снятой режиссёром Александром Довженко на основе написанного им киносценария «Жизнь в цвету». Фильм, снятый в 1947 г., был подвергнут критике партийных органов, а режиссёру было приказано его переснять с учётом высказанных замечаний. Внешне это решение было скрыто от обывателей стремлением переснять фильм в цвете. Решение о выпуске фильма на киноэкраны лежало на Государственном комитете по кинематографии при Совете министров СССР. Стенограммы обсуждений сценария киноповести, монтажные листы, режиссёрские и литературные сценарии, а также отзывы на фильм в отечественной и зарубежной прессе хранятся в архиве Госфильмофонда России. Анализ стенограмм позволяет говорить о конструировании советскими властями образа идеального советского учёного. Кинематографическому образу И.В. Мичурина старались придать такие черты, как прогрессивность взглядов, забота о крестьянах, стремление работать на благо страны. Немаловажным для сценаристов было подчеркнуть уважительное отношение, которое И.В. Мичурин испытывал не только к В.И. Ленину, но и к личности И.В. Сталина. Отстаивался приоритет И.В. Мичурина над зарубежными учёными в области селекции. В ходе обсуждения фильма проступал также зловещий образ Трофима Лысенко, на упоминании которого в фильме настаивали кинокритики. Режиссёр избегал уделять внимание Т. Лысенко, мотивируя это нехваткой метража. После августовской сессии ВАСХНИЛ подобное игнорирование не могло продолжаться. А.П. Довженко, чтобы избежать преследования, стал публично отмечать свою некомпетентность в вопросах теоретической биологии и просить предоставить ему научных консультантов. Таким консультантом стал В.Н. Столетов, один из ближайших сторонников Т. Лысенко. Фильм «Мичурин», готовый к концу 1948 г. и вышедший на киноэкраны в начале 1949 г., очень сильно отличался от изначального киносценария 1947 г.
Ключевые слова: И.В. Мичурин, А.П. Довженко, Т. Лысенко, история биологии, генетика, селекция, советское кино.
Constructing the image of an ideal soviet sciencist: a review of documents concerned with the making of the film “Michurin” directed by Alexander Dovzhenko
Alexey V. Sobisevich
S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology,
Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia;
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
DOI: 10.24412/2076-8176-2022-2-94-108
This article reviews the archival documents concerned with the making of the film “Michurin”,
directed by Alexander Dovzhenko and based on the screenplay “Zhizn’ v tsvetu” (A life in bloom)
he wrote himself. The first version of this film was criticised by the Soviet communist party and the
director was told to reshoot it, accommodating the criticisms, which was camouflaged from the
ordinary people by the decision to reshoot the film in color. The decision to release the film for
screening in the cinemas was to be made by the State Committee for Cinematography (‘Goskino’)
under the USSR Council of Ministers. The transcripts of discussions of the screenplay, the cutting
scripts, director’s and literary scripts as well as the reviews of the film in the national and foreign press
are stored at Gosfilmofond (the Russian State film archive). The analysis of the transcripts allows
talking about the construction of the image of an ideal Soviet scientist by the Soviet authorities. The
cinematic image of Ivan Michurin was imparted with features such as progressive views, concern for
the peasants, and a desire to work for the good of his country. It was important for the screenwriters to
emphasise Michurin’s respectful attitude not only towards Vladimir Lenin, but also to Joseph Stalin,
and to assert Michurin’s priority over foreign scientists in the field of plant breeding. The ominous figure of Trofim Lysenko also loomed in the discussion; the film critics insisted that he be mentioned in
the film. Dovzhenko avoided giving attention to Lysenko in his film, referring to insufficient footage.
After the August session of VASKhNIL, such disregard could not continue. To avoid persecution,
Dovzhenko began to publicly mention his incompetence in the matter of theoretical biology, and ask
for scientific advisers to be assigned on the production team. Vsevolod Stoletov, one of the closest
supporters of Lysenko, became such a consultant. The film «Michurin» that was ready by the end of
1948 and released in 1949 differed significantly from the original 1947 script.
Keywords: Ivan Michurin, Alexander Dovzhenko, Trofim Lysenko, history of biology, genetics,
selective breeding, soviet movies.