Пименова А.А.
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия
DOI: 10.24412/2076-8176-2022-4-46-57
Согласно учению Эмпедокла, древнегреческого философа V в. до н. э. из Акраганта в Сицилии, способность (или неспособность) к размножению тесно связана с наличием у вещества пор: через них в любое вещество способны проникать частицы, которые выделяются от другого вещества. В зависимости от свойств веществ, частицы которых смешиваются друг с другом, новое вещество, образующееся при смешении, приобретает присущие ему качества. Статья посвящена разбору учения Эмпедокла о причинах бесплодия мулов, которое известно из трактата Аристотеля «О возникновении животных» (Gen. an. 747a, 24–34). Эмпедокл полагал, что поскольку и семя осла, и семя кобылы по своей природе являются мягкими, то их смешение создаёт твёрдое и, соответственно, бесплодное вещество семени. Аристотель подвергает критике это объяснение, указывая, что данную теорию нельзя применить к другим организмам: потомство жеребца и кобылы (или осла и ослицы) способно к размножению, несмотря на то что их семя по своей природе также является мягким. Изложение учения Эмпедокла у Аристотеля, а также его последующая критика вызывает много вопросов. В статье детально анализируется критика Аристотелем теории Эмпедокла и показывается, что учение Акрагантца о бесплодии мулов имело более сложный характер и не основывалось только на физическом качестве семени.
Ключевые слова: мулы, бесплодие, эмбриология, Эмпедокл, Аристотель.
The origins of embryology: Empedocles on the infertility of mules
Aleksandra A. Pimenova
St. Petersburg branch of S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology,
Russian Academy of Sciences, Saint-Petersburg, Russia
DOI: 10.24412/2076-8176-2022-4-46-57
According to the teaching of Empedocles (5th century BC), an ancient Greek philosopher from
Akragas in Sicily, the ability (or inability) to reproduce is closely related to the presence of pores
in a substance: it is through these pores that particles released by a substance can pass into another
substance. The new substance formed as a result of mixing acquires its inherent properties, depending
on the properties of substances whose particles mix with each other. The article is devoted to the
analysis of Empedocles’ teaching on the causes of infertility of mules, known from Aristotle’s
treatise De generatione animalium (Gen. an. 747a, 24–34). Empedocles believed that, since both the
mare’s and the donkey’s seed is soft by nature, their mixing creates a hard and, accordingly, infertile
substance of the seed. Aristotle criticised this explanation, arguing that this theory cannot be applied
to other organisms: the offspring of a stallion and a mare (or of a male donkey and a female donkey)
are able to reproduce despite their seed also being soft by nature. The exposition of Empedocles’
theory by Aristotle, as well as his subsequent criticism, raises many questions. The article offers a
detailed analysis of Aristotle’s criticism of Empedocles’ theory and shows that the latter’s concept of
the infertility of mules was of a more complex character and was not based on the physical property
of the seed only.
Keywords: mules, infertility, embryology, Empedocles, Aristotle.