Молитва как парадигма: Алексей Ухтомский, доминанта и психофизиология спасения

Э. Филиппова

Независимый исследователь, Санкт-Петербург

Д. Тодес

Почетный профессор, Университет Джонса Хопкинса

DOI: 10.24412/2076-8176-2023-1-7-60

Скачать в формате PDF

Рассматривается фундаментальная роль православия в создании и концептуализации А.А. Ухтомским психофизиологического принципа доминанты. Жизненная цель Ухтомского — преодолеть антагонизм между религией и наукой и объединить эти «два пути» для достижения единой высшей Правды. На основе дневников, переписки, лабораторных тетрадей, и помет на полях книг Ухтомского, анализируется развитие его под- хода к этой цели по мере развития и переплетения его личной религиозной и научной жизни. Рассмотрены четыре центральных момента в жизни Ухтомского. 1. (1894–1900). Постановка главной цели в Московской духовной академии, соединение Ухтомским физиологического метода (под влиянием философа Р. Авенариуса) и «нового мышления» в богословии в исследовании «органа религии» и религиозного опыта. 2. (1900–1911). Взаимное переплетение «двух путей» Ухтомского в работе над статьями о церковном пении и диссертацией по физиологии координации нервных процессов. Метафора «внимание нервной системы», возникшая в процессе чтения святоотеческих текстов для статьи о церковном пении, разрешила главную концептуальную проблему в диссертации по физиологии. 3. (1911–1921) Преодоление духовного кризиса посредством интенсивной молитвы и чтения творений святых отцов. Интеграция подхода к «вниманию» и динамике духа и тела с православным учением о грехопадении и Спасении, значение «владычественного ума». 4. (1921–1927). Соединение экспериментальной работы с результатами духовных исканий в концепции научного-религиозного принципа доминанты. Доминанта как интегральный, целостный психофизиологический принцип взамен механистической концепции рефлекса, ее роль в эпистомологии человеческого опыта, как ориентира в человеческих взаимоотношениях и для ее автора — как научное обоснование святоотеческому учению о молитве, грехопадении и борьбе человека на пути к Спасению.

Ключевые слова: Ухтомский А.А., доминанта, интегративная физиология, психофизиология, рефлекс, святые отцы православия, молитва, внимание, метафора

Prayer as Paradigm: Aleksei Ukhtomsky, the Dominanta, and the Psycho-Physiology of Salvation
Eleonora Filippova

Independent scholar, Sankt-Petersburg

Daniel P. Todes

Professor Emeritus, Johns Hopkins University

DOI: 10.24412/2076-8176-2023-1-7-60

Download PDF

We examine the fundamental role of Eastern Orthodoxy in A. A. Ukhtomsky’s development of the psychophysiological principle of the dominanta. Ukhtomsky dedicated his intellectual life to uniting the “two paths” of science and religion to a single, higher Truth. Using his diaries, correspondence, laboratory notebooks, and marginalia in books, we explore his changing conceptualization of this goal as his religious and scientific lives developed and intertwined during four periods: 1. (1894-1900). At Moscow Theological Academy, and then after engaging R. Avenarius’s philosophy, he proposed unification of physiological method and “new thinking” in theology to study the “organ of religion” and religious experience. 2. (1910-1911). Ukhtomsky’s “two paths” intertwined during simultaneous work on articles about church singing and a dissertation on the physiology of coordinated nervous processes. The metaphor “attention of the nervous system,” which he originated while reading the Holy Fathers to understand church singing, resolved the central conceptual problem in his dissertation. 3. (1911-1921). As he overcame spiritual crisis through prayer and studies of the Holy Fathers, Ukhtomsky’s understanding of “attention” and mind/body dynamics became embedded in Eastern Orthodox doctrine about The Fall, Salvation, and the “governing mind”. 4. (1921-1927). Integrating his religious development with experimental studies, he conceived the scientific-religious principle of the dominanta —a holist psychophysiological replacement for the mechanistic reflex concept, an epistemology of human experience, guide to humane relations, and, most important for Ukhtomsky, a scientific corollary to the Holy Fathers’ teachings about prayer, The Fall, and Man’s struggle for Salvation. Having replaced “the will” with “attention,” and “attention” with “dominanta”—he had finally integrated his ”two paths” to Truth.

Keywords: Ukhtomsky, A. A., dominanta, integrative physiology, psychophysiology, Holy Fathers of Eastern Orthodoxy, prayer, attention, reflex, metaphor

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.