Зоологический музей императорской академии наук в Санкт-Петербурге в XIX веке. Принципы экспонирования

Слепкова Надежда Валентиновна

Зоологический институт Российской академии наук

DOI: 10.24411/2076-8176-2016-11845

Скачать в формате PDF

В работе сделана первая попытка проанализировать экспозицию Зоологического музея Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге после отделения её от Кунсткамеры с точки зрения развития зоологии в XIX в. Обсуждаются работы по выделению зоологической части собрания Кунсткамеры в отдельный музей, начатые ещё Эдуардом Менетрие в 1828 г. Выделены три периода в развитии экспозиции: 1828-1832, 1832-1864 гг. и 1864-1896 гг. Первый период можно назвать предварительным, в который определилось, кто и что будет переносить из старой коллекции в новую. По отделении от Кунсткамеры экспозиция независимого Зоологического музея была подразделена на отделы: систематической зоологии, сравнительно-анатомический и палеонтологический. Такое членение соответствовало кругу интересов Жоржа Кювье, взглядов которого придерживался Ф.Ф. Брандт, и было характерно для музеев XIX в. Третий период характеризовался более строгой расстановкой экспозиции по системе и появлением отдельной систематически выстроенной экспозиции, посвящённой беспозвоночным. В основу экспонирования зоологической части собрания в течение всего периода была положена слегка модернизированная система Кювье. В момент создания музей был вполне современным, хотя систематическое расположение первоначально и не было выдержано строго. В последнее тридцатилетие устроенный на тех же основаниях музей постепенно перестал соответствовать наиболее прогрессивным тенденциям в развитии естественно-исторических музеев: не подразделялся на показательную и научную часть, не имел биогрупп, не выставлял достижений эволюционных теорий. Проблемой, препятствовавшей развитию музея, к концу столетия стал недостаток места.

The Zoological Museum of the Imperial Academy of Sciences of St. Petersburg in the 19th century. Principles of Exhibiting
Slepkova Nadezhda V

Zoological Institute, Russian Academy of Sciences

DOI: 10.24411/2076-8176-2016-11845

Download PDF

The аuthor analyzes the exhibitions of the Zoological Museum of the Academy of Sciences in St. Petersburg after it separated from the Kunstkammer up to 1900 in terms of the development of Zoology. Édouard Ménétries’s 1829 catalogue of the Kunstkammer’s zoological collections is discussed. Three periods in the development of the Museum are established: 1828-1832, 1832-1864, and 1864-1896. The first period was preliminary, which determined what would be transfered from the old to the new collection and who would do it. The exposition in the independent Zoological Museum was divided into three parts: systematic zoology, comparative anatomy, and paleontology. This division corresponded with the scientific interests of Georges Cuvier, followed by F.F. Brandt, and was typical for the museums of the 19th century. The third period was characterized by a more strict systematic ordering in exhibiting the zoological objects and in organizing the separate exposition of invertebrates. The Museum was quite modern immediately after its separation from Kunstkammer, though a systematic arrangement initially was not strictly followed. The systematic placement of the material followed Cuvier’s plan. In the late 1800s the Museum, based on the same grounds, gradually became more out-of-date because it did not keep up with the most progressive trends in the development of natural-history museums: it was not separated strictly to the demonstrative and the scientific sections, did not exhibited ecological boxes and habitat dioramas, and did not address evolutionary theories. At the end of the century the main problem that prevented the development of the Museum was the lack of space.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.